Академия Наук Республики Башкортостан - В мифы о мозге верит каждый второй
русский
башкирский
английский
Написать Добавить в избранное Карта

Версия для слабовидящих

 

В мифы о мозге верит каждый второй

11.08.2017

Мифы, связанные с работой мозга, чрезвычайно живучи — в них верит более половины людей, причем даже те, кто изучал нейробиологию. К такому неутешительному выводу пришли американские психологи. Посвященная этому статья была опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Реклама

Так, например, согласно расхожему заблуждению, человек использует мозг лишь на 10%.

На самом деле каждая область мозга имеет свою функцию и у здорового человека нет такой части мозга, которая была бы не задействована в работе.

Если же из-за повреждений мозга какая-либо его часть перестает функционировать, со временем клетки мозга в этой области вырождаются.

Другое, несколько менее популярное убеждение гласит, что от сладкой пищи дети становятся менее внимательными. Однако метаанализ нескольких десятков исследований, посвященных этому вопросу, не выявил никакой значимой связи.

Эти и другие заблуждения были использованы в тесте, который предлагалось пройти добровольцам. Они должны были согласиться или не согласиться с предлагаемыми утверждениями. Всего в исследовании приняли участие 598 педагогов, 234 человека, изучавших науки о мозге дополнительно, и 3045 человек, не имеющих специального образования в этой области.

В последней группе, как и ожидалось, доля тех, кто верил в мифы, оказалась наиболее высокой — 68%. Однако среди педагогов таковых оказалось немногим меньше — 56%. И даже среди тех, кто углубленно изучал работу мозга, в мифы верили 46%.

Наиболее живучими оказались мифы о том, что люди с дислексией (неспособность научиться нормально читать и писать) видят буквы в зеркальном отражении, и о том, что человек лучше усваивает информацию, поданную в соответствии с его типом обучения (визуальным, кинестетическим, аудиальным и т.п.).

Родоначальником первого утверждения был американский невролог Самуэль Ортон. Он высказал такое предположение еще в 1920-х годах, допустив, что склонность некоторых детей писать буквы в их зеркальном отображении может быть связана с дислексией. В дальнейшем это предположение не подтвердилось. Теория о разнообразных стилях обучения появилась в 1970-х годах, но тоже не подтвердилась дальнейшими исследованиями.

Наиболее свободными от предрассудков об особенностях мозга оказались молодые люди с высшим образованием, изучавшие науки о мозге и просматривавшие научные исследования на эту тему.

«Результаты показывают, что профильное образование помогает уменьшить веру в подобные мифы, но не избавляет от нее полностью», — заключают авторы работы.

Большинство мифов о работе мозга связаны со слишком упрощенным или вообще неправильным пониманием выводов исследований. Опасность в том, что многие из них связаны со сферой образования. Так, учитель, убежденный, что дети с дислексией видят буквы задом наперед, не сможет нормально обучать такого ребенка. Кроме того, учителя могут тратить время на разработку подходов к обучению в соответствии с мифом о разном восприятии информации, вместо того чтобы использовать методики с доказанной эффективностью.

«Я сталкивалась с мифами о мозге, обучая преподавателей, — говорит Келли Макдональд, одна из авторов исследования. — Многие из них использовали основанные на мифах практики при обучении детей».

«Нас удивило количество людей, верящих в мифы о мозге, среди тех, кто изучал нейробиологию, — отмечает ведущий автор исследования Лорен Макграт. — Они верили в основном в мифы, связанные с обучением и поведением.

Так что не всегда знания в области нейробиологии способствуют пониманию психологии».

Основываясь на полученных результатах, исследователи собираются разработать учебный модуль, посвященный развенчанию мифов о работе мозга. Пока что он будет ориентирован преимущественно на педагогов.

Источник - https://www.gazeta.ru/science/2017/08/11_a_10827884.shtml




Академия наук Республики Башкортостан

Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан» решает задачи научного обеспечения развития Республики Башкортостан и ее многонационального народа, активно участвует в интеграции исследовательской, инновационной деятельности научных организаций, вузов и предприятий республики, укрепляет связи между наукой и образованием, развивает сотрудничество научных организаций республики с российским и мировым научными сообществами.

Сегодня Академия наук Республики Башкортостан – современное, мобильное, динамично развивающееся научное учреждение, координирующее научные исследования в Башкортостане. Вопросы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений и вузов республики являются первостепенными в Академии наук Республики Башкортостан.

Пользователи могут получить оперативную и полную информацию об ГБНУ "Академии наук Республики Башкортостан" (ее структуре, учреждениях, тематике научных исследований, достижениях и открытиях, новостях и т.д.). Здесь также представлена история создания, становления и деятельности Академии наук Республики Башкортостан, информация о ее членах – известных ученых республики, страны, мира.

 
Copyright 2009-2024
© ГБНУ "Академия наук Республики Башкортостан"  
Яндекс.Метрика       ART4WEB