В мифы о мозге верит каждый второй | |
11.08.2017 | |
Мифы, связанные с работой мозга, чрезвычайно живучи — в них верит более половины людей, причем даже те, кто изучал нейробиологию. К такому неутешительному выводу пришли американские психологи. Посвященная этому статья была опубликована в журнале
Реклама
Так, например, согласно расхожему заблуждению, человек использует мозг лишь на 10%. Если же из-за повреждений мозга какая-либо его часть перестает функционировать, со временем клетки мозга в этой области вырождаются. Другое, несколько менее популярное убеждение гласит, что от сладкой пищи дети становятся менее внимательными. Однако Эти и другие заблуждения были использованы в тесте, который предлагалось пройти добровольцам. Они должны были согласиться или не согласиться с предлагаемыми утверждениями. Всего в исследовании приняли участие 598 педагогов, 234 человека, изучавших науки о мозге дополнительно, и 3045 человек, не имеющих специального образования в этой области. В последней группе, как и ожидалось, доля тех, кто верил в мифы, оказалась наиболее высокой — 68%. Однако среди педагогов таковых оказалось немногим меньше — 56%. И даже среди тех, кто углубленно изучал работу мозга, в мифы верили 46%. Наиболее живучими оказались мифы о том, что люди с дислексией (неспособность научиться нормально читать и писать) видят буквы в зеркальном отражении, и о том, что человек лучше усваивает информацию, поданную в соответствии с его типом обучения (визуальным, кинестетическим, аудиальным и т.п.). Родоначальником первого утверждения был американский невролог Самуэль Ортон. Он высказал такое предположение еще в 1920-х годах, допустив, что склонность некоторых детей писать буквы в их зеркальном отображении может быть связана с дислексией. В дальнейшем это предположение не подтвердилось. Теория о разнообразных стилях обучения появилась в 1970-х годах, но тоже не подтвердилась Наиболее свободными от предрассудков об особенностях мозга оказались молодые люди с высшим образованием, изучавшие науки о мозге и просматривавшие научные исследования на эту тему. «Результаты показывают, что профильное образование помогает уменьшить веру в подобные мифы, но не избавляет от нее полностью», — заключают авторы работы. Большинство мифов о работе мозга связаны со слишком упрощенным или вообще неправильным пониманием выводов исследований. Опасность в том, что многие из них связаны со сферой образования. Так, учитель, убежденный, что дети с дислексией видят буквы задом наперед, не сможет нормально обучать такого ребенка. Кроме того, учителя могут тратить время на разработку подходов к обучению в соответствии с мифом о разном восприятии информации, вместо того чтобы использовать методики с доказанной эффективностью. «Я сталкивалась с мифами о мозге, обучая преподавателей, — говорит Келли Макдональд, одна из авторов исследования. — Многие из них использовали основанные на мифах практики при обучении детей». «Нас удивило количество людей, верящих в мифы о мозге, среди тех, кто изучал нейробиологию, — отмечает ведущий автор исследования Лорен Макграт. — Они верили в основном в мифы, связанные с обучением и поведением. Так что не всегда знания в области нейробиологии способствуют пониманию психологии». Основываясь на полученных результатах, исследователи собираются разработать учебный модуль, посвященный развенчанию мифов о работе мозга. Пока что он будет ориентирован преимущественно на педагогов. |
Академия наук Республики Башкортостан
Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан» решает задачи научного обеспечения развития Республики Башкортостан и ее многонационального народа, активно участвует в интеграции исследовательской, инновационной деятельности научных организаций, вузов и предприятий республики, укрепляет связи между наукой и образованием, развивает сотрудничество научных организаций республики с российским и мировым научными сообществами.
Сегодня Академия наук Республики Башкортостан – современное, мобильное, динамично развивающееся научное учреждение, координирующее научные исследования в Башкортостане. Вопросы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений и вузов республики являются первостепенными в Академии наук Республики Башкортостан.
Пользователи могут получить оперативную и полную информацию об ГБНУ "Академии наук Республики Башкортостан" (ее структуре, учреждениях, тематике научных исследований, достижениях и открытиях, новостях и т.д.). Здесь также представлена история создания, становления и деятельности Академии наук Республики Башкортостан, информация о ее членах – известных ученых республики, страны, мира.