Академия Наук Республики Башкортостан - Планет-отшельников оказалось меньше

Планет-отшельников оказалось меньше

25.07.2017

Помимо известных науке более трех тысяч экзопланет, вращающихся вокруг других звезд, существуют особые планеты, не привязанные ни к каким звездам. И если обычные экзопланеты ученые находят благодаря изучению света их «родных» звезд, то планеты-странники, носящиеся с огромными скоростями в межзвездном пространстве, искать гораздо сложнее. Считается, что рождаются такие планеты либо сами из газа и пыли вдали от звезд, либо просто выбрасываются гравитационным толчком из уже существующих планетных систем у других звезд.

Эти планеты-одиночки давно интересуют ученых неопределенностью своего происхождения, численности и свойств. До недавнего времени считалось, что наша галактика Млечный Путь буквально кишит подобными странниками и их число может в два раза превышать число всех звезд в галактике.

Однако в действительности их намного меньше, считают польские ученые.

«Мы обнаружили, что планеты-отшельники массой с Юпитер как минимум в десять раз менее распространены, чем считалось ранее», — пояснил Пржемек Мрож, автор статьи, опубликованной в журнале Nature. Основная версия происхождения таких планет — гравитационное взаимодействие внутри существующих планетных систем, за счет которого одна или две планеты могут быть выброшены в межзвездное пространство с огромной скоростью. В связи с тем что «странники» не привязаны ни к каким звездам, полагаться в их обнаружении ученым особо не на что, кроме тонкого эффекта, называемого гравитационным линзированием. Суть его заключается в том, что при прохождении планеты на фоне далекой звезды изображение фонового объекта становится ярче и значительно искажается.