Академия Наук Республики Башкортостан - От похмелья не спастись

От похмелья не спастись

29.08.2015

Плохое самочувствие после употребления спиртных напитков неизбежно и от него не спасет ни закуска, ни запивание алкоголя водой, доказали исследователи. Отдел науки «Газеты.Ru» выяснил, существуют ли способы облегчения похмелья с научно доказанной эффективностью.

Если кто-то из ваших знакомых утверждает, что у него никогда не бывает похмелья (а таких людей, по статистике, 25–30%), не верьте — это означает, что человек просто выпил недостаточное количество алкоголя, утверждает группа ученых под руководством Жориса Верстера из Утрехтского университета. Результаты исследования специалисты представили на 28-м конгрессе Европейского колледжа нейропсихофармакологии.

В экспериментах приняли участие 789 студентов из Канады и Голландии. После употребления алкоголя ученые просили их ответить на вопросы о собственном самочувствии, а также проводили анализы крови. Ведущий автор статьи Йорис Ферстер комментирует полученные результаты:

«В целом мы обнаружили довольно ожидаемую зависимость: чем больше вы пьете, тем более вероятным становится похмелье. Большая часть тех студентов, у кого похмелья не было (79%), судя по концентрации алкоголя в крови, выпили меньше того количества спиртного, которое бы привело к плохому самочувствию».

В ходе следующего эксперимента 54,4% испытуемых во время употребления алкоголя ели. Выяснилось, что пища снижает негативные последствия бурного вечера так несущественно, что ученые назвали этот эффект статистически не значимым.

Химия и гены

Впрочем, такие выводы довольно логичны — похмелье обуславливается рядом факторов, которые протекают абсолютно одинаково в организме всех людей. Головная боль, сухость во рту, тошнота возникают из-за того, что этиловый спирт провоцирует избыточное образование мочи, а это обезвоживает организм. Кроме того, попадая в печень, этанол превращается сначала в ацетальдегид, а затем — в уксусную кислоту.

Уксусная кислота может вызывать повреждения слизистой оболочки желудка и других органов пищеварительной системы, нарушать свертываемость крови. Смертельная доза уксусной кислоты для человека составляет 20 мл.

Влиять человек не может не только на происходящие в организме химические процессы, но и на свою генетику — а она тоже «виновата» в том, что похмелье у вас возникает часто. Венди Слуцке из Миссурийского университета и ее коллеги опубликовали статью в журнале Addiction, в которой утверждают: гены ответственны за 45% отличий в частоте возникновения похмелья в случае с женщинами и за 40% — у мужчин. В исследовании принимали участие близнецы — около 4 тыс. человек.

Водка лучше красного вина

Если, несмотря на всю осведомленность о вреде алкоголя, вы все-таки решили вечером субботы сходить в бар, ученые предлагают несколько способов облегчить симптомы воздействия спиртного на организм. Прежде всего, пейте алкоголь светлого цвета или вовсе прозрачный — белое вино, джин или даже водку.

Как утверждает профессор Джеймс Шэфер из Юнион-колледжа (штат Нью-Йорк, США), напитки темного цвета (красное вино, виски, коньяк, бурбон) вызывают более сильное похмелье из-за высокого содержания токсичных веществ под названием конгенеры. Они представляют собой сочетания органических молекул, спиртов и гистамина и образуются в процессе брожения.

Как сообщают ученые, напитки светлого цвета проходят через гораздо более тщательный процесс дистилляции (очистки), поэтому содержание конгенеров в них ниже.

Подробнее с исследованием можно ознакомиться в отчете австралийской организации по борьбе с гипогликемией Hypoglycemic Health Association Australia.

Мясо и сыр примут удар на себя

Кроме рекомендации пить водку, профессор Шэфер дает еще один совет: по его мнению, закусывать спиртное лучше всего богатыми белками продуктами, такими как мясо, сыр или орехи. Такие продукты перевариваются достаточно долго и задерживают открытие пилорического клапана (который также называется «привратник желудка») — этот орган перекрывает сообщение между желудком и кишечником. Когда он открывается, содержимое желудка переходит в тонкую кишку, где большая часть алкоголя всасывается в кровь.

Пейте воду и витамин В

Профессор Аарон Михельфельдер из Чикагского университета Лойолы в интервью научному порталу LiveScience заявил, что сгладить эффект негативного воздействия алкоголя на организм можно при помощи чистой воды и продуктов, содержащих витамин В. Вода необходима для того, чтобы восполнять выведенную алкоголем из организма.

Спиртное не только обезвоживает — оно еще и препятствует усвоению витаминов, а особенно витаминов группы В, которые участвуют в обменных процессах, отвечают за образование эритроцитов и обеспечивают деятельность клеток нервной системы. Содержатся полезные вещества в печени, рыбе, зеленых овощах, дрожжах, яйцах, молоке. Если после бурной ночи есть мясо и яйца не очень хочется, можно принять витамин В в капсулах.

Профессор Михельфельдер дает еще один совет:

перед вечеринкой можно принять таблетку противовоспалительного действия, например ибупрофен. Это поможет работе печени: алкоголь заставляет печень вырабатывать цитокины – молекулы, обычно вырабатываемые в ответ на воспалительный процесс.

Несмотря на все научно обоснованные советы, все исследователи сходятся в одном: самым верным и надежным способом избежать похмелья является отказ от спиртного.

Источник - http://www.gazeta.ru/science/2015/08/29_a_7721273.shtml