русский
башкирский
английский
Написать Добавить в избранное Карта
 
  

2020-07-06:   Вице-президент АН РБ А.Н. Дегтярев участвовал в заседании Общественного совета Минобрнауки России


Вице-президент АН РБ, директор Института стратегических исследований РБ д.э.н. Александр Дегтярев в качестве заместителя председателя Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования России принял участие в широком обсуждении реформ, ожидающих высшую школу. В онлай-режиме участники заседания обсудили актуальные проблемы организации учебного процесса в условиях пандемии и после нее.

К обсуждению были представлены тезисы аналитического доклада "Уроки "стресс-теста": вузы в условиях пандемии и после нее", подготовленного по инициативе Минобрнауки РФ. Заседание провел председатель Общественного совета, научный руководитель ФГБУН Институт всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. В обсуждении принял участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Доклад, подготовленный рабочей группой ученых и преподавателей из тринадцати вузов страны, структурирован в семи разделах. Подробно рассмотрены реалии постпандемической высшей школы: от квалификации участников образовательного процесса и новых форм преподавания до цифровизации вузов и управления сферой высшего образования. Каждый раздел резюмируется «уроками» — вопросами, которые актуализировал период пандемии.

«Система высшего образования страны справилась со стресс-тестом», — отмечается в выводах аналитического доклада. Вместе с тем, члены рабочей группы подчеркивают, что «уроки» этого периода требуют системных решений. Предложения по решению решения двух основных проблем — негибкости образовательного процесса и сохранения научных школ в вузах — были внесены и членами Общественного совета из Башкортостана.

Заместитель председатея Общественного совета д.э.н. Александр Дегтярев подчеркивает, что вузы сейчас пересматривают методологию преподавания, ориентируясь на обретение абсольвентом навыков и компетенций согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и главным препятстивием является жесткость и негибкость установленных рамок. Предложения, касающиеся «проверочных каникул» до 2024 года (проверки вузов будут касаться лишь финансовой деятельности), включенные в анализ ситуации, решают эту проблему лишь отчасти - потому что проблема остается нерешенной.

По мнению ученого, новые вызовы требуют предоставления большей свободы вузам по формированию своих образовательных программ — что требует и пересмотра ФГОС. Это позволит вырабатывать вузам собственные методики, сочетающие привычные формы с использованием онлайн-технологий и тренажеров, синхронным обучением в онлайн-формате и обеспечивать цифровой дидактикой.

Вторая актуальная для Россиия проблема — это сохранение научной преемственности. Она особенно актуальна для вузов России, так как более половины преподавателей высших учебных заведений относятся к возрастной категории «50+». Молодые преподаватели легко ориентируются в современной цифровой среде, но у них отсутствует опыт научной деятельности. В то же время представители научных школ не могуть в полной мере использовать онлайн-возможности.

"Более 60% преподавателей отметили, что даже к концу периода работы в дистанционном формате не имеют достаточных компетентностей в области использования как университетских систем управления обучением, так и сторонних цифровых сервисов, в области поддержки и сопровождения студентов с использованием мессенджеров, социальных сетей, сервисов совместной работы с документами", - говорится в докладе.

Решить эту проблему позволят регулярные курсы по методике преподавания в цифровой среде для профессорско-преподавательского состава. Финансирование таких программ на федеральном уровне позволит перенести наработанный опыт, знания и компетенции старшего поколения ученых в новую цифровую среду — тем самым сохранится научная преемственность на вузовском уровне.




Академия наук Республики Башкортостан

Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан» решает задачи научного обеспечения развития Республики Башкортостан и ее многонационального народа, активно участвует в интеграции исследовательской, инновационной деятельности научных организаций, вузов и предприятий республики, укрепляет связи между наукой и образованием, развивает сотрудничество научных организаций республики с российским и мировым научными сообществами.

Сегодня Академия наук Республики Башкортостан – современное, мобильное, динамично развивающееся научное учреждение, координирующее научные исследования в Башкортостане. Вопросы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений и вузов республики являются первостепенными в Академии наук Республики Башкортостан.

Пользователи могут получить оперативную и полную информацию об ГБНУ "Академии наук Республики Башкортостан" (ее структуре, учреждениях, тематике научных исследований, достижениях и открытиях, новостях и т.д.). Здесь также представлена история создания, становления и деятельности Академии наук Республики Башкортостан, информация о ее членах – известных ученых республики, страны, мира.

 
Copyright 2009-2020
© ГБНУ "Академия наук Республики Башкортостан"  
Яндекс.Метрика       ART4WEB