2013-02-19: Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Уфу посетил легендарный знаток Нурали Латыпов | | ||
Уфу посетил Нурали Латыпов. Ученый, политический и научный консультант, первый обладатель «Хрустальной Совы» игры «Что? Где? Когда?», журналист и писатель познакомился с уфимскими знатоками и предложил создать в Башкирии Школу нобелевского резерва. «Игра – это маленькая жизнь, а жизнь – это большая игра»,- такова личная философия Нурали Нурисламовича. Достаточно ознакомиться с его биографией, чтобы понять, интеллектуальные игры – это не абстракция, отвлеченная от реальности. Это инструмент тренировки мышления, который позволяет решать совершенно конкретные задачи в самых разных и неожиданных областях жизни, включая политику и бизнес. Игры, в которые играют людиИзвестный физик Макс фон Лауэ сказал: "Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование - есть то, что остается, когда все выученное забыто". В этом с ним солидарны Нурали Латыпов и его коллега Анатолий Вассерман. Они считают, что конкретные знания, полученные при чтении книг должны быть не столько самоцелью, сколько полигоном для развития мыслительных способностей. Отсюда неформальный «тон» их совместных книг: «Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление», «Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта», «Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории, отобранные знатоками», «Реакция Вассермана и Латыпова на мифы, легенды и другие шутки истории», «Инженерная эвристика» и «Самоучитель игры на извилинах». Подобная же неформальная атмосфера царила в Академии наук РБ на тренировочной игре-семинаре "Развитие творческого мышления". Такой подарок сделал легендарный знаток игрокам Ассоциации игровых технологий Республики Башкортостан «Интеллум». Главной частью программы встречи был мастер-класс по поиску правильных решений и развитию творческого мышления. Это некий сплав жизненного и профессионального опыта, который, с одной стороны, помогает «правильно» использовать багаж знаний и дает логические алгоритмы поиска правильных решений, с другой - предлагает выйти за рамки шаблонного конкретного мышления и развивать творческое. В качестве примера, Нурали Нурисламович привел алгоритм поиска ответов на излюбленный вопрос Владимира Ворошилова «Почему коровы в 50-ых годах предпочитали пастись на железнодорожных рельсах?». Некоторые ответы позабавили даже видавшего виды гроссмейстера. Например, «Гудок поезда напоминает коровам рев быка!». А что на самом деле? Ответ банален. Просто раньше деревянные железнодорожные шпалы обрабатывали специальным раствором – креозотом, резкий запах которого отпугивал насекомых. Этим побочным эффектом и объясняется популярность железнодорожных путей среди коров. А что бы вы ответили, к примеру, на вопрос «Зачем в макаронах делают отверстия?». В формате спортивной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» 10 команд отвечали на авторские вопросы от Нурали Латыпова и Анатолия Вассермана. (Для справки: Особенность спортивных игр «Что? Где? Когда?» в том, что команды отвечают на одни и те же вопросы. Для правильного ответа требуется не столько эрудиция и прямое знание фактов, сколько один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т.п.).Знатоки, в надежде взять реванш, просили все новых и новых вопросов. Но лидер остался неизменным и после 11, и после 13 вопроса – старая дворовая (так они себя называют) команда с креативным названием «Плоская кошка». Судя по отзывам, легендарный гроссмейстер остался доволен уровнем наших игроков, и даже пообещал организовать приезд своего именитого соратника Анатолия Вассермана. Люди, которые играют в игрыЯпонская управленческая мудрость гласит: «Прежде, чем делать продукцию, мы делаем людей». Немного цифр о рыночной стоимости интеллектуального продукта в Японии. Японцы в свое время первыми провели масштабную капитализацию нематериальных активов. Эксперты называют это причиной японского экономического чуда. В 60-ые годы реальный объем товарной массы, производимой в Японии, составлял 3% общемирового ВВП, а суммарный капитал – более 40% совокупного мирового капитала. Тогда скачок произошел за счет того, что японцы скупали продукты интеллектуального труда (НИРы, НИОКРы, патенты и т.д.) со всего мира. Сегодня их лидерство в высоких технологиях – это результат масштабного инвестирования в науку и образование, работающей инновационной инфраструктуры. В России нет ни того, ни другого. Интеллектуальные продукты по-прежнему не защищены, а их стоимость трудно поддается оценке из-за невостребованности российским рынком. Нурали Латыпов предлагает свой особый стратегический взгляд на развитие России. В прошлом году вышел в свет еще один совместный труд творческого тандема Латыпов - Вассерман «Острая стратегическая недостаточность. Страна на перепутье». Эксперты называют книгу настоящей информационной бомбой – по историческим фактам, по прогнозам того, что ждет Россию, по техничным решениям, которые позволят нашей стране сделать рывок в будущее. Именно с этой книгой связана другая, стратегическая цель визита ученого в Уфу. На данный момент ведутся переговоры о совместных с Академией наук Республики Башкортостан проектах «Инновационный университет» и «Школа Нобелевского резерва». Их цель – поиск талантливых детей и молодежи, воспитание научной элиты. По сути, проекты предлагают конкретные стартовые инструменты, которые должны послужить достижению стратегической государственной цели – переходу к инновационной экономике. Нурали Латыпов считает, что высоким технологиям в России нужны серьезные инвестиции в образование и науку. Это задачи, которые необходимо было решать «уже вчера», потому что завтра станет слишком поздно. И это, прежде всего, вопрос политической воли. - Наша задача — в кратчайшие сроки воссоздать систему спецшкол, основанную на опыте, накопленном в советское время. И позиционировать их надо именно как школы нобелевского резерва, - утверждает Нурали Нурисламович. - Это значит — не только повышать их собственный престиж, но параллельно формировать и систему полноценных научных учреждений, способных не просто принять пополнение, но и эффективно его использовать, не допуская вырождения, знакомого по советским временам. Ученый считает, что платёжеспособного спроса на научные результаты недостаточно. Нужны организационные меры, которые лежат за пределами компетенции учебных заведений. - Задача завоевания нобелевских медалей — вовсе не утопия. Это чёткая организационная цель, способная принести нашему научному образованию такой же прогресс, какой принесла спортивному образованию задача завоевания медалей олимпийских, - считает Нурали Латыпов. - Школа — исходный пункт всего маршрута к возрождению российской научной традиции: начать надо со школы, и уже потом идти дальше. Предполагается, что в Школе нобелевского резерва будут преподавать ведущие педагоги и светила науки из России и из-за рубежа. Отбор талантливых детей будет прозрачным и объективным, а обучение бесплатным. По замыслу авторов проекта, Школа не будет неким автономным закрытым учреждением для избранных. Все знания будут доступны в режиме он-лайн абсолютно для всех желающих. В случае поддержки со стороны руководства республики, планируется пилотный запуск проектов «Инновационный университет» и «Школа Нобелевского резерва» на территории нашего региона, а затем их тиражирование в других регионах России.
Пресс-служба Академии наук РБ |
Академия наук Республики Башкортостан
Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан» решает задачи научного обеспечения развития Республики Башкортостан и ее многонационального народа, активно участвует в интеграции исследовательской, инновационной деятельности научных организаций, вузов и предприятий республики, укрепляет связи между наукой и образованием, развивает сотрудничество научных организаций республики с российским и мировым научными сообществами.
Сегодня Академия наук Республики Башкортостан – современное, мобильное, динамично развивающееся научное учреждение, координирующее научные исследования в Башкортостане. Вопросы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений и вузов республики являются первостепенными в Академии наук Республики Башкортостан.
Пользователи могут получить оперативную и полную информацию об ГБНУ "Академии наук Республики Башкортостан" (ее структуре, учреждениях, тематике научных исследований, достижениях и открытиях, новостях и т.д.). Здесь также представлена история создания, становления и деятельности Академии наук Республики Башкортостан, информация о ее членах – известных ученых республики, страны, мира.