2017-06-16: «Бедность не порок» но как от нее избавиться? На этот вопрос отвечает исследование Центра изучения человеческого потенциала ИСИ РБ | | ||
Как в нашем обществе формируется субкультура бедности и каким образом оградить от нее подрастающее поколение – это одна из граней исследования, победившего в конкурсе на лучшую научную работу молодых ученых Республики Башкортостан. В число победителей республиканского конкурса научных работ в номинации «Гуманитарные науки» вошла Дилара Ягафарова с трудом «Качество жизни населения Республики Башкортостан: теоретические и практические аспекты».
Молодой ученый является научным сотрудником Центра изучения человеческого потенциала Института стратегических исследований РБ и проводила исследования в рамках работы над Стратегией социально-экономического развития РБ до 2030 года (Стратегия-2030). – Кризисные явления в обществе нарастают и во многом это связано с увеличением социальной дистанции между бедными и обеспеченными слоями населения. А это ведет к снижению социального оптимизма, – отмечает социолог. – Кроме того, в обществе мы наблюдаем процессы воспроизводства бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности. И дети перенимают эти практики бедности, закладываемые в них старшими. Ученый отмечает стремление к показному богатству, ощущение «мы все упустили» и нежелание обучаться – именно эти качества свойственны «культуре бедности». Особую актуальность это обретает с новым технологическим укладом и необходимостью обучаться в течение всей жизни (life-long learning). – Средняя продолжительность жизни увеличивается и выход на пенсию уходит в более поздние годы. Фактически мы видим множество работающих пенсионеров, – говорит Дилара Ягафарова. – Учитывая смену технологического уклада возникает необходимость учиться всю жизнь. Это концепция life-long learning. С необходимостью изменяться, адаптироваться и кооперировать тесно связана конкурентоспособность. Вместе с тем, многие жители Башкортостана избегают обучения или подходят к этому формально. Анализ показывает углубление социального расслоения населения по уровню доходов за период 2010-2015 гг.: материальное положение всех слоев населения существенно ухудшилось, наиболее тревожны данные для бедного населения (ухудшение показали в 2014 г. – 32,3% низшего слоя, в 2015 г. – 40,7%). Жители республики привыкли традиционной образовательной траектории – получить одно высшее образование до 25 лет. Это, так называемое «однопиковое» образование. Но сейчас правильно говорить о трёхпиковой модели, поскольку существует второй (от 30 до 55 лет) и третий (старше 55 лет) трудоспособный возраст. И в этом ключе, «Университет третьего возраста», реализуемый в Башкортостане – это шаг в будущее. – Мы боремся за продолжительность жизни, однако забываем, что здоровый человек желает быть востребованным и полезным обществу. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности. Поэтому нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь, – уверена молодой социолог. Те, кто смог измениться и самореализоваться – богаты, а те, кто не пожелал меняться – бедны. Об этом можно судить по соотношению чувства самореализации и достатка. Так, удовлетворенность возможностями для личностной самореализации в наиболее обеспеченном слое населения достаточно высока, только 10,1% не довольны этим аспектом жизни. В группе малообеспеченных доля неудовлетворенных возможностями своего развития составляет 42,8% – то есть почти половину слоя. Особое внимание в исследовании акцентировано на нескольких аспектах качества жизни населения – материальной обеспеченности населения и возможностях для развития человека. Именно та компонента качества жизни, которая характеризует возможности для развития человеческого потенциала (возможности построения карьеры, раскрытия своих способностей, получения образования и т.д.) является наименее позитивно оцениваемой населением. Пресс-служба ИСИ РБ АН РБ |
Академия наук Республики Башкортостан
Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан» решает задачи научного обеспечения развития Республики Башкортостан и ее многонационального народа, активно участвует в интеграции исследовательской, инновационной деятельности научных организаций, вузов и предприятий республики, укрепляет связи между наукой и образованием, развивает сотрудничество научных организаций республики с российским и мировым научными сообществами.
Сегодня Академия наук Республики Башкортостан – современное, мобильное, динамично развивающееся научное учреждение, координирующее научные исследования в Башкортостане. Вопросы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений и вузов республики являются первостепенными в Академии наук Республики Башкортостан.
Пользователи могут получить оперативную и полную информацию об ГБНУ "Академии наук Республики Башкортостан" (ее структуре, учреждениях, тематике научных исследований, достижениях и открытиях, новостях и т.д.). Здесь также представлена история создания, становления и деятельности Академии наук Республики Башкортостан, информация о ее членах – известных ученых республики, страны, мира.