русский
башкирский
английский
Написать Добавить в избранное Карта
 
  

2014-02-27:   В выставочном зале Академии наук РБ «Наука и искусство» с 28 февраля по 25 марта 2014 г. будет проходить выставка произведений З.К.Церетели


ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ,

НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР И РФ,

ПОСЛА ДОБРОЙ ВОЛИ ЮНЕСКО

З. К. ЦЕРЕТЕЛИ

В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ

АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН «НАУКА и ИСКУССТВО»

28 февраля - 25 марта 2014 года

Академия наук Республики Башкорстостан представляет выставку произведений президента Российской академии художеств, народного художника СССР и РФ, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО, члена Общественной палаты РФ З. К. Церетели «Москва – Нью-Йорк – Париж – Уфа – 2014».

Организаторы – Российская академия художеств, Академия наук РБ, Министерство культуры РБ, Фонд поддержки и развития науки РБ, Творческий Союз художников России, Международная федерация художников - Творческий Союз художников РБ.

Экспозицию оставят 80 живописных полотен и около 10 скульптурных работ и бронзовых рельефов.

Эта выставка – редкая возможность увидеть вместе живописные работы художника, написанные в трех мировых столицах, и сравнить их, ведь каждый город вдохновляет по-своему. "В каждой стране своя особая среда, которая влияет на мою работу, и это можно заметить в моём искусстве. Например, в Грузии на меня воздействуют тёплый климат и солнце, что сразу можно заметить по цветовому настроению картины. Часто я бываю в Париже как Посол доброй воли ЮНЕСКО и этим пользуюсь – работаю в другой для меня среде. И так везде, где я бываю, - местное настроение вносит свою лепту в моё творчество…» – говорит художник. 

В Москве Церетели начал работать с конца 1960-х годов. Наделенный большими административными обязанностями, художник вынужден работать урывками, однако работа в творческой мастерской является для него приоритетной. Этой наукой Церетели щедро делится и во время своих, ставших уже легендарными, мастер-классов в Академии художеств. Наглядно показывает, как, вопреки натиску извне, рождается картина, порожденная внутренней энергетикой художника. И тогда работа за мольбертом превращается в нескончаемый перформанс, спонтанный и непредсказуемый, как само искусство.

О Нью-Йорке, с которым жизнь связала художника с 1970-х годов, Церетели отзывается однозначно и кратко: «Мощность, масштаб!». Образ Нью-Йорка –  город будущего, и именно в таком контексте он является темой для постоянного вдохновения художника. Церетели умеет заряжаться беспокойной энергией города – в его работах становится больше структурности, графичности, чаще среди живописных полотен нью-йоркской мастерской появляются абстрактные работы, почти лишенные фигуративных образов. Живописные работы, которые Зураб Церетели создает в своей мастерской на Манхэттене, похожи на джаз – полная импровизация ради удовольствия. 

Работы, созданные в Париже, городе, с которым роман мастера длится уже полвека, отличает присутствие в них особой легкости. Именно в Париже, где в молодости Зураб Церетели бывал в мастерских Шагала и Пикассо и видел, как работают мэтры, произошел переворот в его мировоззрении: «Я понял, что художник свободен. Я поверил, художник может все». 

Сила характера и удивительная энергия, дерзость экспериментатора и неожиданный художественный взгляд составляют портрет Зураба Церетели – мастера, который смог объединить своими творческими поисками буквально все виды, жанры, техники изобразительного искусства.

Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил Тбилисскую академию художеств. В 1964 году поступил на работу в Институт этнографии и археологии Академии наук Грузии. Уже в конце 1960-х – начале 1970-х годов мастер ярко проявил себя в монументальном искусстве. Его художественное решение курортных пространств Пицунды и Адлера подтвердили высокий статус художника, который берется за самые сложные и масштабные объекты и блистательно завершает работу. Знаменитый художник Давид Альфаро Сикейрос восторженно отзывался о скульптурных мозаиках Церетели в Адлере, как об уникальной форме объемной живописи. «Я утверждаю, что он вошел в необъятные просторы искусства будущего, сочетающего скульптуру с живописью. Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение», - отмечал Сикейрос.

В разное время Зураб Церетели руководил самыми масштабными художественными проектами. В 1970-1980 он - главный художник МИД СССР, в 1980 году - главный художник Олимпийских игр в Москве, в 1995 году - художественный руководитель строительства мемориального комплекса на Поклонной горе (Москва), с 1995 году — главный художник по воссозданию убранства Храма Христа Спасителя в Москве.

Уникальные произведения художника, созданные в различных видах изобразительного искусства, украшают улицы и площади, государственные и общественные здания Москвы, других городов России, стран СНГ и многих зарубежных государств, включая США, Японию, Великобританию, Францию, Испанию, Италию, Бразилию, Израиль, Сирию, Уругвай и др.

Широкое международное признание получили монументальные скульптуры Церетели - «Счастье детям всего мира» (Брокпорт, штат Нью-Йорк, 1979), композиция «Добро побеждает Зло», (перед зданием ООН, Нью-Йорк, США, 1990), монументальная композиция, посвященная Христофору Колумбу «Рождение Нового Человека» (Испания, Севилья 1995), памятник Н.В.Гоголю (Рим, Италия, 2002), статуя Святого Николая Чудотворца (Бари, Италия, 2003), монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом (г. Байонн, штат Нью-Джерси, США, 2006), памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (Плоермэль, Франция, 2006), памятник Итиро Хатояме (Токио, Япония, 2007) памятник верховному комиссару ООН по правам человека Серджио Виере де Мелло (Женева, Швейцария, 2007), скульптурная композиция «Мушкетеры» (Кондом, Франция, 2010), Памятник Марине Цветаевой. (Сен- Жиль Круа де Ви,Франция,2012), Памятник основателям  ЕВРОСОЮЗА (Мец, Франция, 2012), Памятник апостолу Павлу (Верия,Греция, 2013), памятник Зое Космодемьянской (Руза, Россия,2013), Памятник Рамазу Чхиквадзе (Тбилиси, Грузия,2013). и др. Такие работы мастера, как мемориальный комплекс на Поклонной горе (Москва, Россия, 1995-1996), монументально-художественное решение Манежной площади (Москва, 1997), памятник Петру I, посвященный 300-летию Российского флота (Москва, 1997) являются визитной карточкой современной российской столицы и неотделимы от ее внешнего облика.

Среди выдающихся достижений Церетели в области изобразительного искусства – произведения, выполненные в технике перегородчатой эмали. Путем долгих экспериментов, которые художник ведет еще с 1970-х годов, на основе принципов древней техники, мастер поднял искусство создания перегородчатой эмали на качественно иной уровень - обогатил спектр цветов, переработал принципы техники создания эмалей. Сегодня мы можем видеть монументальные эмалевые панно, уникальные объемные эмали, которым нет аналогов в мире.

Многогранный талант выдающегося художника современности проявился в масштабных архитектурно-скульптурных комплексах, величественных монументах и благородных памятниках, мозаике, витраже, рельефах и круглой скульптуре, живописи, графике, эмали. Герои его произведений, словно странствуют из скульптуры в рельеф, из эмали в живопись, из рельефа в графику, то располагаются на плоскости, то собираются в объемы. Они живут в мире неукротимой фантазии художника, где каждый сюжет, персонаж, воплощенный в разных материалах и техниках, видах и жанрах играет все новыми и новыми гранями своей образности.

Для мастера уже давно не существует понятия рамок, границ в изобразительном искусстве - он утверждает свободу творческого поиска. Его эмали теряют свою классическую камерность и становятся монументальными панно, уходя из мира плоскости, обретают скульптурную форму, а живопись становится неким симбиозом средств выразительности сразу нескольких видов изобразительного искусства, подчиняя себе законы монументального искусства, скульптуры.

Художник чтит традиции академической школы, уроки, которые преподали знаменитые мастера Академии художеств Б.Шарлемань, В.Шухаев, Е. Лансере. Вместе с тем, он открыт новым моделям диалога со зрителем, и в пространстве современного искусства работает легко и виртуозно. Каждый рисунок мастера, каждое живописное полотно являет собой некую галактику, созданную смелым воображением художника. Она воплощена в конкретных персонажах, подчинена миру бесчисленных цветов и их разнообразных оттенков, раскрывающих зрителю целую вселенную эмоций и переживаний творца. С одинаковой увлеченностью, мастер исследует реальность и погружается в природу бессознательного, создавая произведения, отмеченные выразительным индивидуальным началом.

В своей яркой, богатой событиями и встречами жизни Зурабу Церетели посчастливилось быть знакомым, работать со многими знаменитыми людьми. Огромное значение имели встречи с Давидом Альфаро Сикейросом, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, Сальвадором Дали, Кензо Танге. «Я вижу в нем будущего великого живописца, – говорил о своих впечатлениях после встречи с Зурабом Церетели Пикассо.- Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму». Художнику довелось объездить почти весь мир. Во многих странах он установил свои произведения, украсил многочисленные посольства и представительства России.

Церетели принадлежит инициатива создания и реализации масштабных музейных проектов – первого в России Музея современного искусства (Москва), в собрание которого Церетели передал свою личную коллекцию, музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств «Галерея искусств» и Государственного музея современного искусства Академии (Гоголевский бульвар, 10). 3 ноября 2009 года открылся новый Музей-мастерская З. Церетели на Б.Грузинской,15.

Творчество всемирно известного художника отмечено высокими званиями и наградами разных стран мира. Он является почетным профессором Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979), действительным членом Грузинской академии наук (Грузия, Тбилиси, 1996), членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо (Мадрид, Испания, 1998), награжден золотой медалью ЮНЕСКО имени Пикассо (2007). Церетели был избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств Франции (Париж, 2002), произведен в Офицеры Ордена искусств и литературы, (Франция, 2006), награжден Орденом почетного легиона Франции (2010), Императорским орденом Св.Анны(2012) Российского Императорского Дома.

Колоссальный зрительский интерес вызвали выставки произведений З.К.Церетели, которые прошли в крупнейших городах России и стран СНГ- Москве, Санкт - Петербурге, Ульяновске, Бишкеке, Ярославле, Липецке, Вологде, Туле, Пензе, Сочи, Тамбове, Минске, Витебске, Обнинске, Саратове, Рязани, Тольятти, Саранске, Воронеже, Казани, Павловском Посаде, Нижнем Новгороде, Ижевске. Владимире, Кирове, Перми, Йошкар-Оле, Костроме, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Орле, Элисте, Чебоксарах, Тарусе, Самаре, Волгограде, Рыбинске, Звенигороде, Стрельне (Санкт-Петербург), Малоярославце, Екатеринбурге, Челябинске, Туле, Красноярсе, Новосибирске, Набережных Челнах, Томске, Кемерово, Ульяновске, Калуге, Архангельске, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Твери, Омске, Иркутске, Вологде, Сыктывкаре, Москве (ММСИ). Большим успехом пользовались персональные выставки мастера в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Брисбене (Австралия), Харбине (КНР), Пловдиве (Болгария), Нью-Йорке (США).

В 2009 году с большим успехом прошли персональные выставки З.К. Церетели «СТО работ из Парижа» в Государственной Третьяковской галерее и «Мастерская Зураба Церетели» в Государственном Русском музее. В 2010 году большой интерес вызвал раздел произведений З.К.Церетели на Национальной выставке в Гран-Пале (Париж). В 2011 году широкий зрительский отклик получили его персональные выставки в Палермо, Риме, Анконе (Италия), проходившие в рамках программы Года России – Италии.

Жизнь и искусство Зураба Церетели являет пример поистине универсальной личности – художник, государственный и общественный деятель, он одинаково смело осваивает разные стороны жизни и искусства, обретает новых друзей и почитателей своего таланта.




Академия наук Республики Башкортостан

Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан» решает задачи научного обеспечения развития Республики Башкортостан и ее многонационального народа, активно участвует в интеграции исследовательской, инновационной деятельности научных организаций, вузов и предприятий республики, укрепляет связи между наукой и образованием, развивает сотрудничество научных организаций республики с российским и мировым научными сообществами.

Сегодня Академия наук Республики Башкортостан – современное, мобильное, динамично развивающееся научное учреждение, координирующее научные исследования в Башкортостане. Вопросы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений и вузов республики являются первостепенными в Академии наук Республики Башкортостан.

Пользователи могут получить оперативную и полную информацию об ГБНУ "Академии наук Республики Башкортостан" (ее структуре, учреждениях, тематике научных исследований, достижениях и открытиях, новостях и т.д.). Здесь также представлена история создания, становления и деятельности Академии наук Республики Башкортостан, информация о ее членах – известных ученых республики, страны, мира.

 
Copyright 2009-2024
© ГБНУ "Академия наук Республики Башкортостан"  
Яндекс.Метрика       ART4WEB